for_efel (for_efel) wrote,
for_efel
for_efel

Categories:

1573. 1 октября 2010. Потери...

----------------------------------------------------------------------



— 01.10.2010 17:46 —
Умер драматург и сценарист Михаил Рощин

Сегодня, 1 октября, от сердечного приступа умер драматург, сценарист Михаил Рощин. Ему было 77 лет.

Рощин родился в 1933 году. Он начал печататься с 19 лет, затем закончил Литинститут, работал в газетах и журналах, в том числе – в отделе прозы «Нового мира». Пьесы начал писать с 1963 года; но его первая вещь, «Седьмой подвиг Геракла», увидела свет только в 1988 году.

Известность к Рощину пришла благодаря пьесе «Валентин и Валентина», поставленной сразу в «Современнике», МХАТе и БДТ, а затем - и во множестве других театров. Всего драматург был автором пяти пьес и сценариев к шести фильмам - «Я тебя люблю» (1973), «Старый новый год» (1980), «Валентин и Валентина» (1985), «Шура и Просвирняк» (1987), «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988), «Роковая ошибка» (1990).

С 1993 по 1998 год совместно с Алексеем Казанцевым Рощин издавал журнал «Драматург». С 1998 года был художественным руководителем Центра драматургии и режиссуры. Являлся лауреатом премии Станиславского, премии г. Москвы, а также премии им. академика А.Д.Сахарова «За гражданское мужество писателя». РИА «Новости»
http://www.gazeta.ru/news/culture/2010/10/01/n_1554521.shtml
Под катом обзор marischaro

marischaro пишет
Ушёл писатель и драматург Михаил Рощин...




Рощин (Гибельман) Михаил Михайлович (1933-2010) - писатель, драматург, сценарист.

МОСКВА, 1 октября. /ИТАР-ТАСС/. На 78-м году жизни в Москве скончался известный писатель и драматург Михаил Рощин. Как сообщили в семье покойного, писатель умер от сердечного приступа по дороге в больницу.
Уроженец Казани, Рощин детство провел в Севастополе. После Великой Отечественной войны семья будущего писателя перебралась в Москву. Его знаменитая пьеса "Валентин и Валентина", написанная в 1971 году, была поставлена сразу в трех ведущих театрах страны. В московском "Современнике" режиссером спектакля стал Валерий Фокин, в ленинградском БДТ - Георгий Товстоногов, во МХАТе к ней обратился Олег Ефремов. Впоследствии пьеса обошла сцены десятков театров.
Славу Рощина упрочил "Эшелон", премьера которого состоялась в московском "Современнике", где ее поставила Галина Волчек. Свою постановку во МХАТе представил зрителям и Анатолий Эфрос.
На счету драматурга такие известные пьесы, как "Старый Новый год", "Шура и Просвирняк", "Роковая ошибка" и другие.
С 1993 по 1998 год совместно с Алексеем Казанцевым издавал журнал «Драматург». С 1998 года — председатель Творческого совета Центра драматургии и режиссуры. В 2007 году избран председателем Художественного совета Центра.
Лауреат премии Станиславского, премии Москвы, а также премии имени академика Сахарова «За гражданское мужество писателя».
Последние годы писатель жил в Переделкино...























РОЩИН Михаил Михайлович, наст. фам. Гибельман (10. 2. 1933, Севастополь) — драматург, прозаик, сценарист.
Писать начал в дет. возрасте. Первый опубл. рассказ «Теплая сталь» (1952) — о заводе, где он работал фрезеровщиком, был отмечен премией газ. «Моск. комсомолец». Окончил Лит. ин-т им. М. Горького.
Перу Р. принадлежат сб-ки пов. и рассказов «В маленьком городе» (1956), «Каких-нибудь двадцать минут...» (1965), «С утра до ночи» (1968), «24 дня в раю» (1971), «Река» (1978), «Рассказы с дороги» (1981), «Южная ветка» (1982), «Чертово колесо в Кобулети» (1987), «На сером в яблоках коне» (1988) и др. Писатель неоднократно отмечал, что «считает себя прозаиком, а его считают драматургом» (авт. предисловие к сб. «Пьесы», 1980); тем не менее, большую известность принесла ему драматургия. Р.— автор пьес «Седьмой подвиг Геракла» (1963), «Дружина» (1965), «Старый новый год» (1966), «Валентин и Валентина» (1972), «Эшелон» (1973), «Девочка, ты где живешь?» (др. назв. «Радуга зимой» 1974), «Мой бедный Марат» (1974), «Ремонт» и «Муж и жена снимут комнату» (обе — 1975), «Спешите делать добро» (1979), «Близнец» (1984), «Вся надежда» (др. назв. «Роковая ошибка»), «Перламутровая Зинаида» (обе — 1986), «Аристофан, или Постановка комедии "Лисистрата" в городе Афины» (1987), «Шура и Просвирняк» (1988; одноим. пов.).
Р. работал над инсценировками произв. классической лит-ры, в т. ч. «Острова сокровищ» Р. Стивенсона (Центральный театр Сов. Армии), «Анны Карениной» Л. Толстого (МХАТ), «Мастера и Маргариты» М. Булгакова (Тюменский областной драматический театр). По его сценариям сняты к/ф: «Это серьезно» (по мотивам пьесы «Валентин и Валентина»; 1975), «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1984), «Старый новый год» (по одноим. пьесе; 1986), «Шура и Просвирняк» (по одноим. пьесе; 1988), «Ситцевый городок» (по пьесе «Вся надежда»; 1989), «Эшелон» (по мотивам одноим. пьесы; 1990).
Пристальный интерес к современности и современнику отличает прозу и драматургию Р. При этом внимание писателя сосредоточено гл. обр. на общечеловеческих проблемах. После выхода в свет первых прозаических сб-ков Р. наряду с одобрением читателей и критиков были и упреки в миросозерцательном благодушии, излишней умиротворенности в ущерб подлинному драматизму и сложности жизни, а также призывы обратиться к острым социальным темам. Однако выбор честной человеческой жизни в качестве предмета исследования, нек-рая усталость, недоверие и отстраненность от общественных тем и повышенное внимание к проблемам самоопределения и нравств. выбора личности принципиальны для Р. Его проза — это широкий спектр жизненных впечатлений, сюжетов, характеров. Здесь соседствуют повести о городских «трудных» девочках-подростках («Роковая ошибка») и молодом И. Бунине («Бунин в Ялте»); рассказ о первой любви, не выдержавшей напора внешних обстоятельств («Бабушка и внучка») и история любви последней, вместе с которой уходит жизнь («Чертово колесо в Кобулети»); полная напряженного психологизма повесть на вечную тему «талантов и поклонников» («Сад непрерывного цветения») и мозаичные картины из жизни худож. и околохудож. элиты («Море волнуется»); рассказ о женщине, вновь открывающей для себя простые истины верности и любви («Июль»), и ироничная зарисовка о мужчине, творящем идеал в своем воображении («Алина»). Автор внимателен к повседневности с ее житейскими драмами, давящим бытом и неустроенными судьбами и одновременно с ее радостями, человеческим взаимопониманием и даже прорывами в сферу ирреального. Один из исследователей определил идейно-тематические составляющие прозы Р. как «отданность бытию и безусловный приоритет частной жизни» (Виноградов И. О прозе Михаила Рощина // Рощин М. Избранное. М., 1988. С. 664). Для Р. характерна увлеченность, порой завороженность жизнью во всех ее проявлениях; идея ее самоценности — один из лейтмотивов его прозы. В этом мироощущении — источник «умиротворенности и благодушия» писателя, глубоко оптимистичной и гуманной основы его творчества.
Широк и жанровый диапазон прозаика. Ему доступны и психол. повесть, и притча; динамичный сюжет и почти бессюжетное повествование («Бунин в Ялте», «Южная ветка» и др.); в одном сборнике часто сведены житейские истории и «подлинно фантастические рассказы», по авт. определению («Канистра», «Викинг» и др.). Стилистически прозаик тяготеет к реалистическим традициям рус. классической лит-ры. Его отличает бережное отношение к слову, богатство интонаций и психол. языковых мотивировок, отсутствие экстравагантности и вычурности. Р. присуще мастерство психол. характеристики. Узнаваемы и органичны в его повестях и рассказах колоритные персонажи разного возраста и пола, представляющие тот или иной социальный и культурный слой общества.
Идейно-худож. тенденции, отразившиеся в прозе Р., во многом характерны и для его драматургии. Тот же интерес к жизни современника, и прежде всего духовной, личной жизни, та же многоплановая повседневность, столь же узнаваемые колоритные характеры. В сравнении с прозой усиливается социальное звучание произв., в особенности в пьесах сатирического плана. Первый драматургический опыт — «Седьмой подвиг Геракла» — сатира-иносказание с использованием мифологического сюжета о греческом герое, очищающем от многолетней грязи конюшни (государство?) царя Авгия, не утратил актуальности в момент постановки в 1987 (театр-студия «Современник-2»).
В комедии-притче «Ремонт» (Моск. театр сатиры, Ленинградский театр комедии, 1975) история капитального ремонта дома осмыслена драматургом как история «ремонта» человеческих душ через общение, как очищение и обновление социальной жизни и человеческих отношений.
В комедии «Старый новый год» (МХАТ, 1973; Ленинградский театр комедии, 1974) разрабатывается тема опустошающего душу «вещизма». В фарсовых, гротесковых тонах представляет драматург жизнь и быт «принципиально рабочего» Себейкина с его незамысловатой жизненной философией («живи проще!») и хищным инстинктом собственника («снегоочиститель, и тот на себя гребет!») и конструктора по интерьеру Полуорлова, пресыщенного и ироничного сноба, мечтающего спустить в мусоропровод большую часть вещей и тем самым получить «духовную свободу». Герои-антиподы быстро находят общий язык. Обычно мягкий в оценках и нетенденциозный, Р. достаточно язвительно высмеивает в этой комедии без положительных героев печальные нравств. итоги, к которым приводит недостаток духовной культуры при материальном достатке.
Полна сатирического пафоса и пьеса «Перламутровая Зинаида» (МХАТ, 1986). Именно так называется произв., которое никак не удается главному герою — писателю Аладьину. Роман для него — редкая возможность уйти из суетной действительности в мир мечты и гармонии, но жизнь в лице ревнивой и алчной жены, редактора-конъюнктурщика, актрисы, требующей роли, берет свое... Шедевр не получился, надежды не сбылись — на всем лежит печать иронического скепсиса поздних 70-х гг., когда и была написана пьеса.
Др. группу составляют, по определению автора, «лирические» пьесы, в основу которых положены любовные или внутрисемейные коллизии («Валентин и Валентина», «Муж и жена снимут комнату», «Спешите делать добро» и др.). В них закономерно явное внимание драматурга к ситуации, когда герой стоит перед нравств. выбором. В 70-е гг. ряд талантливых драматургов (А. Вампилов, А. Дворецкий, Р. Ибрагимбеков и др.) отличало внимание к социальным процессам нравств. развития, к взрослению личности. Исследователи увидели в этом обращение к чеховским принципам построения драмы.
В пьесе «Валентин и Валентина» («Современник», 1971, МХАТ; Ленинградский Большой драматический театр, 1972) молодые герои отстаивают свое право на любовь и самостоятельную жизнь, не только вступая в конфликт с родителями, но и преодолевая множество внутренних барьеров, сомнения, страх, малодушие. Именно этот процесс познания себя, драма первого серьезного жизненного испытания привлекают автора пьесы прежде всего. Сюжетно и тематически продолжает ее семейно-бытовая комедия «Муж и жена снимут комнату» (Ленинградский театр драмы и комедии, 1976). Р. прослеживает извечное столкновение представлений об идеальной любви с действительностью. Симпатизируя героям, драматург все же оставляет открытым финал пьесы, не настаивая на однозначно счастливом конце.
Необычная ситуация положена в основу пьесы «Спешите делать добро» («Современник», 1980). Глава семьи Мякишевых, возвратившись из командировки, привозит с собой девочку-подростка, которую спас от самоубийства. В размеренный быт столичной семьи вторгается недетская драма Оли Соленцовой, которая становится для окружающих нравств. испытанием. Драматург показывает, как порой важно не только сделать, но и отстоять добро.
Особое место в драматургии Р. занимает пьеса «Эшелон» (МХАТ, «Современник», 1975; 3-я премия и диплом 3-й степени на фестивале «Московская театральная весна-75» присуждены за триптих на воен. тему из спектаклей «Вечно живые» В. Розова, «Из записок Лопатина» К. Симонова и «Эшелон» Р.). Она имеет автобиогр. характер, посвящена матери драматурга и связана с его дет. впечатлениями от эвакуации во время Великой Отеч. войны. В пьесе очень сильны элементы эпического повествования, что придает ей нек-рую статику и снижает сценичность, однако ее высокий героико-лирич. пафос, живые характеры женщин, в судьбах которых обобщена судьба народа на войне, ставят «Эшелон» в ряд лучших произв. драматурга.
Очень непростой была сценическая жизнь мн. пьес Р. В нач. 60-х гг. реж. Б. А. Львов-Анохин планировал поставить «Седьмой подвиг Геракла» в Малом театре. Но пьеса появилась на др. сцене лишь 25 лет спустя. 2 года «Современник» добивался разрешения играть «Эшелон», многочисленные переделки затормозили на 7 лет постановку «Старого нового года» во МХАТе, а пьеса «Валентин и Валентина» шла там без объявления в афише, пока в высоких инстанциях обсуждалась приемлемость ее языка и коллизий. Любимая пьеса Р. «Ремонт» с успехом шла в Театре сатиры, пока не была снята со сцены по решению официальных органов в 1979. 10 лет длилась борьба за постановку «Перламутровой Зинаиды».
Более чем за 30 лет творческой деятельности Р. приобрел широкую популярность среди читателей и зрителей и репутацию одного из наиб. востребованных драматургов. «Он действительно творческий и мобильный человек,— пишет О. Ефремов, поставивший на сцене МХАТа не одну пьесу Р.,— кажется, что конца его придумкам и юмору нет. Юмор этот добрый, позитивный... Слово у него емкое, объемное, вкусное... он его любит, чувствует, он им играет» (Ефремов О. Начнем с себя // Совр. драматургия. 1986. №3. С. 9).
Значительное место в творчестве писателя занимают публицистика и лит. критика. Творческие заслуги Р. отмечены в 1984 орденом «Знак Почета».
Соч.: Пьесы. М., 1980; Рассказы с дороги. М., 1981; Чёртово колесо в Кобулети: Рассказы. М., 1987; Полоса: Повести, рассказы, статьи. М., 1987; Избранное: Пов., рассказы / Послесл. И. Виноградова. М., 1988.
Лит.: Зубков Ю. Позиция критика // Огонек. 1972. №13; Бочаров А. Круги художественного конфликта // Вопросы лит-ры. 1974. №5; Фролов С. Судьбы жанров драматургии. М., 1979; Станилов Б. Парадоксы добра // Театр. М., 1981. №46; Латынина А. Минута застарелого тяготения // Лит. газ. 1985. 7 авг.
И. В. Монисова.
(Из биографического словаря "Русские писатели ХХ века")Источник........


Эшелон
Режиссер: Надежда Марусалова (Иваненкова) Сценарист: Михаил Рощин
Производство: Гл. ред. лит-драм программ 1988
В ролях: Марина Хазова, Галина Соколова, Галина Петрова, Алла Покровская, Нина Дорошина, И. Голицына, Антон Табаков, Елена Миллиоти, Елена Козелькова, Мария Миронова, Алла Балтер
По одноименной пьесе М.Рощина в постановке Московского театра "Современник"
(1976 год, постановка Г.Волчек, И.Райхельгауз).
Действие происходит осенью 1941 года. В эшелоне, который медленно движется на восток, едут эвакуированные семьи рабочих и служащих одного из московских заводов
На Привете -
1 часть - http://video.privet.ru/user/mari-a-r-/196028862
2 часть - http://video.privet.ru/user/mari-a-r-/196030494
3 часть - http://video.privet.ru/user/mari-a-r-/196031710
4 часть - http://video.privet.ru/user/mari-a-r-/196033246
5 часть - http://video.privet.ru/user/mari-a-r-/196038862
6 часть - http://video.privet.ru/user/mari-a-r-/196039998
И здесь - в шести роликах -
http://video.mail.ru/mail/vznakprotesta/4001?page=9

Спешите делать добро(1982)
Режиссеры: Галина Волчек, Майя Маркова
Оператор: Александр Шапорин
Актеры: Алла Покровская, Валентин Гафт, Людмила Крылова, Валерий Хлевинский, Нина Дорошина, Лия Ахеджакова, Марина Неёлова, Игорь Кваша, Олег Уразбахтин, Наталья Каташева, Герман Коваленко, Владимир Суворов, Борис Сморчков
Мелодрама по одноименной пьесе Михаила Рощина в постановке Московского театра "Современник".
Фильм-спектакль рассказывает о девочке-подростке с трудной судьбой, волею случая попавшей в чужую семью, о сложных отношениях с людьми, приютившими ее.
1/9 -

http://www.youtube.com/watch?v=aAJgY5jCPAI
2/9 - http://www.youtube.com/watch?v=VVD94GwVdZc
3/9 - http://www.youtube.com/watch?v=9CZqKlFkXDQ
4/9 - http://www.youtube.com/watch?v=phOW1nkE6RA
5/9 - http://www.youtube.com/watch?v=BhKIvmYrtqE
6/9 - http://www.youtube.com/watch?v=fn9ibd6T66k
7/9 - http://www.youtube.com/watch?v=tB9G1rpqCE4
8/9 - http://www.youtube.com/watch?v=uOVQ102eQKM
9/9 - http://www.youtube.com/watch?v=HEOVBzXkdow

Валентин и Валентина (1985)
Режиссер: Георгий Натансон
Сценаристы: Георгий Натансон, Михаил Рощин
Операторы: Леонид Калашников, Виктор Якушев
Композиторы: Евгений (Еужениу) Дога, Павел Смеян
Художник: Георгий Колганов
Мосфильм
Актеры: Марина Зудина, Николай Стоцкий, Татьяна Доронина, Нина Русланова, Зинаида Дехтярева, Лариса Удовиченко, Борис Щербаков, Люсьена Овчинникова, Валерий Хлевинский, Юрий Васильев, Елена Антонова, Светлана Андропова, Петр Щербаков, Рина Зелёная, Аня Андрианова, Аня Лысикова,Татьяна Яковенко, Сергей Быстрицкий, Сергей Жигунов, Екатерина Урманчеева (Гечмен-Вальдек), Лариса Шахворостова (Тотунова), Игорь Боховко, Константин Дыдышко, Татьяна Ромашина, Владимир Широков, И. Матвеевская.
По одноименной пьесе Михаила Рощина.
История любви восемнадцатилетних студентов Валентины и Валентина. Картина рассказывает о том, как молодым не всегда легко разобраться в себе и понять другого. Но влюбленные, преодолевая непонимание со стороны родителей, взаимную ревность, обиды, размолвки, сохраняют свою любовь и верность...
1/9 -

http://www.youtube.com/watch?v=5NmDi9nqpMA
2/9 - http://www.youtube.com/watch?v=YZVwQh6AGgM
3/9 - http://www.youtube.com/watch?v=YFJ7J5yDGIY
4/9 - http://www.youtube.com/watch?v=PRPEw16zMTM
5/9 - http://www.youtube.com/watch?v=HaKh4cqd5rw
6/9 - http://www.youtube.com/watch?v=pNlE3xP2iqQ
7/9 - http://www.youtube.com/watch?v=g6gS2MXN7Wk
8/9 - http://www.youtube.com/watch?v=BDRxYHihRWY
9/9 - http://www.youtube.com/watch?v=SDr_oiIXG0A

Старый Новый год (1980)
Режиссер: Наум Ардашников, Олег Ефремов.
Сценарий: Михаил Рощин.
Оператор: Наум Ардашников, Григорий Шпаклер.
Композитор: Сергей Никитин.
В ролях: Вячеслав Невинный, Петр Щербаков, Александр Калягин, Ксения Минина, Ирина Мирошниченко, Анастасия Немоляева, Валентин Карманов, Виктор Петров, Георгий Бурков, Валерия Дементьева.
В недавно заселенном доме идет новогодняя гульба. Две соседствующие семьи имеют, при всех различиях одно сходство: в обеих есть недовольный жизнью муж. Вскоре оба неудачника, хлопнув дверьми, покидают свои новые квартиры - чтобы вскоре найти успокоение в тесной мужской компании.

1/13 -

http://www.youtube.com/watch?v=cIWo0Xy8KXU
2/13 - http://www.youtube.com/watch?v=IIZatLQl-_s
3/13 - http://www.youtube.com/watch?v=n0qNKBMa9rY
4/13 - http://www.youtube.com/watch?v=nvJ7i6HX7kc
5/13 - http://www.youtube.com/watch?v=2PGIdKD0io8
6/13 - http://www.youtube.com/watch?v=KVrBDam1hxU
7/13 - http://www.youtube.com/watch?v=zP630yvLFzo
8/13 - http://www.youtube.com/watch?v=YEpwSIT7En8
9/13 - http://www.youtube.com/watch?v=GvJPR1tl604
10/13 - http://www.youtube.com/watch?v=TS-DM7AX0GU
11/13 - http://www.youtube.com/watch?v=q0HgpKAaECg
12/13 - http://www.youtube.com/watch?v=j7IWn8ppo3s
13/13 - http://www.youtube.com/watch?v=GtOwPEZN6Kg


отпечатано постоксероксомОригинал поста


----------------------------------------------------



— 01.10.2010 19:27 —
Скончался академик Георгий Арбатов

В Москве на 88-м году жизни скончался почетный директор Института США и Канады академик Георгий Арбатов, сообщил телеканал «Россия-24».

Арбатов являлся одним из главных разработчиков внешней политики СССР, ведущим советским специалистом по отношениям с США.

В 1949 году Георгий Арбатов окончил МГИМО МИД СССР по специальности «международное право». С 1949 года он старший научный редактор в Издательстве иностранной литературы. В дальнейшем работал в журналах «Вопросы философии», «Новое время», консультантом в журнале «Коммунист», обозревателем журнала «Проблемы мира и социализма».

С 1967 по 1995 годы он основал и стал первым директором Института США и Канады АН СССР (ИСКРАН). Под руководством и при непосредственном участии Арбатова в стране была создана российская школа американистики, им подготовлено 36 кандидатов и 14 докторов наук.

Арбатов долгие годы был одним из главных советников руководства СССР при выработке отношений с Соединенными Штатами, его считают одним из главных идеологов политики «разрядки», которая проводилась в советско-американских отношениях в конце 70-х годов.

Академик Арбатов также входил в число людей, близких к Юрию Андропову, возглавлявшему в эпоху Леонида Брежнева КГБ СССР, а затем на короткое время ставшему генсеком ЦК КПСС и главой советского государства. «Интерфакс»
http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2010/10/01/n_1554565.shtml
Tags: r.i.p., Георгий Арбатов, Михаил Рощин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments